www.kaur.ru «КаУР – Карельский Укрепрайон»
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ
ФОТО КАРТА САЙТА
СТАТЬИ ССЫЛКИ
СХЕМЫ АВТОРЫ
ДОКУМЕНТЫ

© www.kaur.ru, 2004-2024

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
КаУР – Документы

Г. Б. Карамзин

«На Озерном (правом) фланге армии»

(О Ладожской военной флотилии)

Подготовка текста:
© 2010 www.kaur.ru

 

Оборонительные и наступательные операции 23 армии Ленинградского фронта в 1941-1944 гг. на правом фланге, упиравшемся в Ладожское озеро, проводились во взаимодействии с кораблями Ладожской военной флотилии.

С июля 1941 г. Ладожская военная флотилия оказывала поддержку войскам 23 армии и 7-й армии в их тяжелых оборонительных боях на побережье северной и северо-западной части Ладожского озера против финских войск (Финляндия вступила против СССР на стороне фашистской Германии 25 июня 1941 г.).

В целях обеспечения наиболее тесного взаимодействия с сухопутными войсками флотилия оперативно была подчинена командиру 19-го стрелкового корпуса 23 армии.

Корабли флотилии высаживали тактические десанты во фланги и тыл войскам противника, прорывавшегося к побережью озера, и задерживали их продвижение, оказывали огневую поддержку корабельной артиллерией нашим сухопутным войскам, прижатым к берегу, снимали их с берега и эвакуировали их по Ладоге на новые рубежи обороны.

Во второй половине августа 1941 года на кораблях Ладожской флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства были эвакуированы из районов Сортавалы и Кексгольма (Приозерск) три армейские дивизии: 168-я "Бондаревская" стрелковая дивизия 7-й армии, 142 стрелковая дивизия и 198 мотомеханизированная дивизия 23 армии с полным вооружением. Всего было перевезено 23 тысячи войск, около 180 орудий и минометов, более 700 автомашин, 3 тысячи лошадей, много военной техники и других грузов. Операцией по перевозке войск руководил командующий флотилией капитан 1 ранга Б. В. Хорошхин (впоследствии контр-адмирал, погиб в 1942 г. на Волге при обороне Сталинграда). Эвакуированные с севера озера дивизии были высажены в Шереметьевке около Шлиссельбурга (Петрокрепость) и вскоре приняли активное участие в сентябрьских боях на южных подступах к Ленинграду.

В своих воспоминаниях о действиях Ладожской флотилии командующий флотилией с октября 1941 года, ныне вице-адмирал в отставке, В. С. Чероков приводит текст письма командира стрелкового полка Героя Советского Союза майора Краснокутова морякам флотилии, вывозившим войска из района Сортавалы.

В этом письме майор Краснокутов писал: "Дорогие товарищи краснофлотцы! Наша часть, оказавшаяся в тяжелом положении, героически сражалась с превосходящим противником, отражая его атаки в течение 15 суток. Бойцы, командиры и политработники с честью выполнили свой долг перед Родиной. Мы нанесли противнику огромный урон, но слишком неравны были силы. Настал час, когда казалось, что спасенья нам нет. И тогда подоспели вы.

Мы особенно восхищены моряками сторожевого корабля "Пурга". Под сильным огнем противника этот корабль подошел к берегу и принял на борт сотни бойцов нашего полка...

Красноармейское спасибо, товарищи краснофлотцы, командиры и политработники от лица вверенной мне части". (Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! - М., Воениздат, 1978, с. 15).

Надо сказать, что руководил действиями сторожевого корабля "Пурга" командующий флотилией капитан 1 ранга Б. В. Хорошхин. За мужество и отвагу, проявленные при обеспечении эвакуации войск, моряки флотилии были награждены боевыми орденами. Среди награжденных орденом Красного Знамени были батальонный комиссар А. И. Федотов, ст. лейтенант П. С. Колесник, старшина В. П. Кардаш и другие. Для поддержки приозерного фланга армии на позициях в районе Тозерово с 20 по 29 августа 1941 г. находилась канонерская лодка "Вира" (командир капитан-лейтенант А. И. Дудник). По заданию армейского командования канлодка обстреливала скопления финских войск и подавляла артиллерийским огнем вражеские батареи.

Оценивая действия Ладожской флотилии в 1941 г., начальник Главного морского штаба Военно-морского флота Советского Союза И. С. Исаков, писал: "В исключительно трудных условиях флотилия блестяще выполнила операцию по прикрытию отхода, посадке войсковых частей с техникой и тылами на корабли и последующей переброске их в распоряжение нашего фронта.

Катера-охотники, канонерские лодки, тральщики и вспомогательные суда в течение нескольких суток вели бои с артиллерией и частями противника и высаживали тактические десанты моряков, которые своими контратаками обеспечивали удержание плацдарма высадки, проявляя большой героизм и прекрасную морскую выучку". (Исаков И. С. Военно-морской флот СССР в Великой Отечественной войне. – М., Воениздат, 1944, С. 116).

Что же представляла собой Ладожская военная флотилия, которая осуществляла перевозки войск и вела арт. поддержку восточного фланга войск 23 армии, упиравшегося в Ладожское озеро?

Создание Ладожской военной флотилии началось в июне 1941 г. в связи с вступлением Финляндии в войну на стороне фашистской Германии. Перед Ладожской флотилией ставились задачи боевога взаимодействия с частями Северного (впоследствии Ленинградского и Карельского) фронта у берегов Ладожского озера.

В состав Ладожской флотилии были направлены учебные корабли и катера Отряда военно-морских учебных заведений, вооруженные вспомогательные суда из Ленинграда, а также пароходы и буксиры Северо-Западного пароходства.

Главными ударными силами флотилии были вооруженные вспомогательные суда флота - канонерские лодки, имевшие на вооружении по два морских артиллерийских орудия калибром 75, 100 или 130 мм. Таких кораблей на флотилии было 6.

В составе флотилии были два сторожевых корабля специальной постройки "Пурга" и "Конструктор", имевшие на вооружении по два 100-мм морских орудия.

В боевое ядро флотилии входили также два малых бронекатера и 8 сторожевых катеров с малокалиберной артиллерией - малые морские охотники. Эти катера действовали вместе с канлодками, вели разведку кораблей противника в озере, ставили дымозавесы, участвовали в отражении налетов вражеской авиации.

В составе флотилии были 6 транспортов - пассажирских пароходов, большое количество буксирных пароходов и несамоходных барж. Эти суда перевозили войска, боевую технику, воинские грузы - боеприпасы и продовольствие. Таким образом, Ладожская военная флотилия являлась сильным и многоцелевым военно-морским соединением на Ладожском озере. Она была частью Краснознаменного Балтийского флота.

После выхода немецко-фашистских войск к верхнему течению Невы и захвата ими Шлиссельбурга 8 сентября 1941 г. прекратилось железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. Началась блокада многомиллионного города.

Военный Совет Ленинградского фронта возложил на Ладожскую флотилию и суда Северо-Западного речного пароходства задачу перевозки грузов в блокированный Ленинград через Ладожское озеро из устья реки Волхов (г. Новая Ладога) на западный берег, а также эвакуацию населения и оборудования заводов из Ленинграда на "Большую Землю".

12 сентября 1941 г. из Новой Ладоги к причалу Осиновец буксирный пароход "Орел" (капитан Ерофеев И. Д.) доставил две баржи, на которых было около 800 тонн зерна и муки. Это был первый рейс с грузом продовольствия для Ленинграда. В тот же день сторожевой корабль "Пурга" доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов. 15 сентября в Осиновец были доставлены еще 3 тыс. тонн зерна. Так начала действовать водная трасса "Дорога жизни" через Ладожское озеро в Ленинград и на Ленинградский фонт.

В навигационный период 1942 и 1943 гг. корабли Ладожской флотилии продолжали перевозку продовольственных и воинских грузов в Ленинград, обеспечивали проводку конвоев, эвакуацию из Ленинграда, а также взаимодействовали с войсками 23 армии на Карельском перешейке и 7-ой армии на реке Свирь.

Оказывая поддержку войскам 23 армии в обороне, в частности, частям 17 укрепрайона у побережья озера, моряки флотилии вели артиллерийский огонь с кораблей по району севернее Верхние Никулясы - Таппари, разрушали артиллерийские позиции и оборонительные укрепления противника в прибрежной полосе и подавляли огневые точки финнов в глубине их обороны.

Командующий артиллерией 23 армии генерал-майор И. М. Пядусов и начальник штаба артиллерии генерал-майор Г. М. Бруссер, а также командиры поддерживаемых войск не раз одобрительно отзывались о действиях артиллеристов канонерских лодок и сторожевых кораблей. Стрельба по береговым целям требовала от командиров артиллерийских боевых частей на кораблях сложных расчетов для установки прицелов на орудиях, точного определения местоположения целей и нанесения их на карты совместных действий сухопутных войск и кораблей. Заявки на стрельбу по берегу давало командование армии через командующего флотилией. На кораблях отрабатывали данные для проведения стрельб и высылали на берег корректировщиков огня.

Часто кораблям, ведущим арт. стрельбу, приходилось подходить близко к берегу на малые глубины или узкости, что затрудняло им маневрирование при ответной стрельбе батареи противника.

В ночь на 15 августа 1942 г. отряд кораблей флотилии под флагом командира дивизиона канлодок капитана 1 ранга Н. Ю. Озаровского, в составе канлодок "Селемджа" и "Нора" (командиры капитан-лейтенант М. А. Гладких и капитан 2 ранга П. И. Турыгин) и трех катеров морских охотников, вышел в озеро с задачей разведки баз противника и подавления его артиллерии вблизи линии фронта. Северо-восточнее Сауносари отряд был атакован двумя торпедными катерами противника, которые открыли огонь из 20-мм автоматов. Ответным огнем канлодок катера противника были отогнаны, и отряд без потерь вернулся на свою базу.

Как правило, при выходе на позицию арт. стрельбы корабли подвергались налетам авиации противника, которая наносила бомбовые удары и обстреливала корабли из пулеметов. Корабли были вынуждены маневрировать, уклоняясь от бомб, но продолжали вести огонь по береговым целям или по самолетам врага. Только в течение одного дня 31 августа 1942 г. на канлодку "Нора", стрелявшую по берегу, было сброшено 16 бомб, но корабль не покинул свою боевую позицию и продолжал выполнение боевой задачи. Так же стойко сражались и другие корабли флотилии.

Однако был случай гибели отдельных кораблей. Известный нам сторожевой корабль "Пурга" (командир капитан 3 ранга И. Я. Горовой), находясь на боевой позиции в юго-западной части Ладожского озера, вел артиллерийский огонь по целям противника восточнее Шлиссельбурга. Утром 1 сентября 1942 г. корабль подвергся внезапному налету фашистской авиации и получил сильные повреждения. В результате близкого разрыва бомб на корабле начался пожар, через пробоины в корпусе стала поступать вода. Офицеры и матросы "Пурги" героически боролись за жизнь своего корабля, но спасти его не удалось. Корабль повернулся и затонул. Наши катера пришли на помощь гибнувшим людям и спасли всех, кто плавал в районе погибшего корабля. За отвагу и мужество в боях с противником в 1942 г. многие ладожцы были награждены орденами и медалями. Среди награжденных командир канлодки "Нора" П. И. Турыгин и краснофлотцы П. И. Григорьев и В. В. Станишевский, командир канлодки "Селемджа" М. А. Гладких, военком В. Г. Яковлев, главный старшина В. А. Стафеев и многие другие.

С мая 1944 г. корабли и катера Ладожской флотилии вновь начали боевые действия по поддержке озерного фланга 23 армии. Командующий Ладожской флотилией капитан 1 ранга В. С. Чероков получил указания командования флотом о подготовке кораблей флотилии к активным действиям совместно с войсками Ленинградского и Карельского фронтов.

Канонерские лодки "Бурея" (командир капитан 3 ранга А. Ф. Тулумбасов), "Селемджа" и др. систематически вели арт. огонь по укреплениям финнов совместно с нашей артиллерией 17 укрепрайона, методически разрушая позиции противника. Было израсходовано более тысячи снарядов 130-мм калибра. Выявлены и подавлены арт. батареи в районах Таппари, Саунаниеми, Метсяпиртти и др.

В июне 1944 г. на Карельском перешейке началась Выборгская наступательная операция войск Ленинградского фронта. Ладожская военная флотилия огнем корабельной артиллерии и демонстративной высадкой морского десанта поддерживала наступление 142 стрелковой дивизии 115 стрелкового корпуса 23 армии.

При прорыве армейскими частями укреплений противника восточнее Лемболовского озера 10-15 июня корабли флотилии арт. огнем разрушали укрепления противника и подавляли его огневые точки по заявкам армейского командования. Корабельной артиллерией был разрушен мост через Вуоксу около Сунниккюля, а также уничтожен командный пункт стрелкового полка и взорван склад боеприпасов в Косела.

12 июня силы флотилии провели демонстрацию высадки десанта в районе мыса Илланиеми с задачей не допустить переброску финских войск 19 пехотной бригады на левый фланг 23 армии, а также выявить позиции артбатарей финской бригады береговой обороны. Погода не позволяла начать операцию утром и днем. Наконец, в 17 часов отряд кораблей артиллерийской поддержки в составе канонерских лодок "Нора", "Селемджа" и "Бурея" под командованием капитана 1 ранга В. Н. Лежавы открыл огонь по берегу противника, поражая цели близко от уреза воды. Корабли десанта, а такие высадочные средства - катера и тендеры под прикрытием дымовых завес устремились к берегу, демонстрируя высадку. В воздухе барражировали шесть истребителей. Противник начал обстрел десантных кораблей из всех видов оружия и тем самым обнаружил расположение своих огневых точек. Канонерские лодки смогли вести прицельный огонь, подавляя огонь противника. Однако когда открыли огонь крупнокалиберные береговые батареи финнов, корабли десанта отошли от берега, а канонерские лодки перенесли огонь вглубь обороны противника. Выполнив задачу демонстрации высадки десанта, корабли флотилии вернулись в свою базу.

Войска 142 дивизии в боях 16-19июня при поддержке корабельной артиллерии овладели укрепленным пунктом противника Косела, продвинулись к устью реки Тайпален-йоки (Бурная) и закрепились на ее правом берегу.

Действия Ладожской флотилии были высоко оценены командующим 23 армии генерал-лейтенантом А. И. Черепановым. Он заявил, что демонстративный десант моряков сковал значительные силы противника и не дал ему перебросить свои войска на наш левый фланг, где наносился главный удар. Совместными действиями сухопутных войск, авиации, Балтфлота и Ладожской флотилии была прорвана мощная, глубоко эшелонированная линия Маннергейма и 20 июня 1941 г. войска 21 армии Ленинградского фронта освободили гор. Выборг, а войска 23 армии широким фронтом вышли на рубеж р. Вуокси. Задача разгрома финской армии и освобождения Карельского перешейка была выполнена. Ладожская военная флотилия была перенацелена на содействие войскам Карельского фонта в Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Катера флотилии участвовали в форсировании р. Свирь войсками 7-й армии, силы флотилии провели Тулуксинскую десантную операцию, содействуя разгрому Олонецкой группировки противника, участвовали в освобождении островов части Ладожского озера.

За выдающиеся заслуги перед Родиной и образцовое выполнение заданий командования Ладожская военная флотилия 2 июля 1944 г. была награждена орденом Красного Знамени. Многие матросы и старшины флотилии были награждены орденами и медалями.

Осенью 1944 г. Краснознаменная Ладожская флотилия прекратила свое существование. Корабли вместе с личным составом перешли на Балтийское море, где участвовали в боевых действиях до победоносного окончания Великой Отечественной войны.

Г. Б. Карамзин
Капитан 2-го ранга в отставке,
бывший штурман канлодки "Лахта"
Краснознаменной Ладожской флотилии

 

Список литературы, использованной при написании статьи "На Озерном фланге армии":

1. Боевая летопись военно-морского флота 1941-42 гг. М., Воениздат, 1983;
2. 0рдена Ленина Ленинградский военный округ. Исторический очерк. Лениздат, 1968;
3. И. С. Исаков. Военно-Морской Флот СССР в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1944;
4. В. С. Чероков. Для тебя, Ленинград! М., Воениздат, 1978;
5. В. Г. Русаков. Нашим морем была Ладога. Лениздат, 1980.

Перечень приложенных фотографий:

1. Фото автора статьи Карамзина Г. Б.
2. Канлодка "Лахта" в составе конвоя на Ладожской "Дороге жизни".

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ К ОГЛАВЛЕНИЮ